Обращение по факту необоснованного возложения обязанности по оборудованию полосу разгона

Описание проблемы

В марте 2014 года к Уполномоченному обратился предприниматель – владелец объекта придорожного сервиса с жалобой на незаконное возложение на него Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу обязанности по оборудованию полосы разгона на выезде с его объекта. Вместе с тем, как следовало из представленных документов, объект придорожного сервиса общества был построен в соответствии с проектом, предусматривающем в том числе, полосы разгона и торможения к автодороге, их освещение, а также дорожные знаки и введен в эксплуатацию с согласованием уполномоченных представителей Уралуправтодора и ГИБДД УВД по Тюменской области. Таким образом предприниматель свою обязанность выполнил в полном объеме и оснований для оборудования полосы разгона у него не было. Предприниматель пояснил, что ориентировочная стоимость строительства полосы разгона для него непомерна и составляет пять-восемь миллионов рублей.

Принятые меры

В ходе работы над обращением выяснилось, что в результате реконструкции дороги Тюмень-Ханты-Мансийск (федеральная трасса Р-404) переходно-скоростные полосы к объекту предпринимателя были демонтированы. Полосы торможения дорожники восстановили, а вот полоса разгона вошла в план строительства на следующий год. Однако к этому времени поменялось законодательство, которое категорически запретило тратить региональные деньги на строительство федеральных дорог. В результате дорожники на объект не вернулись, а предприниматель остался без полосы разгона.
Кроме того, спорная полоса разгона с объекта придорожного сервиса предпринимателя одновременно является полосой торможения для стоянки транспортных средств общего пользования, находящейся в федеральной собственности.
Соответствующие запросы были направлены в адрес владельца федеральной автомобильной дороги – Р-404 Тюменского филиала ФКУ «Уралуправтодор». Согласно поступившей информации в 2015 году за счет средств федерального дорожного фонда на участке дороги, где расположен объект заявителя, будет проведен капитальный ремонт, включающий строительство полосы торможения к стоянке, которая одновременно будет являться полосой разгона от объекта дорожного сервиса предпринимателя.
Изучив все материалы дела, Уполномоченный сделала вывод о том, что требования, выдвинутые Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Югре и Ямалу являются незаконными и необоснованными. Соответствующее заявление было направлено в Арбитражный суд Тюменской области. Однако до разбирательств дело не дошло. В ходе переговоров руководителем Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Уполномоченный обратила внимание на возможность до-судебного урегулирования проблемы путем продления срока исполнения предписания. Уполномоченный предложила «не кошмарить» бизнесмена, а в рамках закона, помочь ему.

Исход дела

В результате срок выполнения предписания был продлен до 16 июля 2015 года. К этому времени владельцем автомобильной дороги будет осуществлено строительство полосы торможения к федеральной стоянке, а поскольку эта полоса одновременно является полосой разгона от объекта предпринимателя, то вопросы будет закрыт.

Лариса Невидайло, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области: «Часто бывает так, что бизнес становится заложником часто меняющегося законодательства, как это случилось с нашим предпринимателем. Мы счастливы, что в такой сложной ситуации удалось найти законный способ избавить предпринимателя от выполнения многомиллионной, но при этом очень спорной обязанности. И теперь человек, который уже думал о том, чтобы закрываться, может нормально продолжать вести свое дело. Однако кроме этого мы добились еще одного, очень важного результата: «развернули» еще один орган власти – государственный автодорожный надзор – лицом к бизнесу. С руководителем Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу мы договорились работать вместе, помогать предпринимателям, сделать так, чтобы наказание для них было уже крайней мерой. А первой – помощь, поддержка и консультация».