ФНС России и ПФР России разработали порядок возврата переплаты по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года

Излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы за периоды до 1 января 2017 года можно вернуть.

Письмо ФНС России от 03.10.2017 N ГД-4-11/19837@ «В отношении плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц»
(вместе с <Письмом> Минфина России N 03-15-07/64023, Минтруда России N 17-0/10/В-7610 от 02.10.2017)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 3 октября 2017 г. N ГД-4-11/19837@

В ОТНОШЕНИИ
ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, НЕ ПРОИЗВОДЯЩИХ ВЫПЛАТЫ
И ИНЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ В ПОЛЬЗУ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Федеральная налоговая служба направляет для руководства и использования в работе совместное письмо Министерства Финансов Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.10.2017 N 03-15-07/64023/17-0/10/В-7610 (далее — совместное письмо) в отношении плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее — плательщики), и сообщает порядок работы по обращению плательщиков.
В случае поступления в налоговые органы от плательщика обращения о неправомерном начислении территориальными органами ПФР страховых взносов исходя из 8 МРОТ используется следующий алгоритм действий:
1) налоговыми органами осуществляется проверка представления плательщиком за указанный в обращении период декларации по соответствующему виду налога и направление сведений о доходах в территориальный орган ПФР;
2) в случае подтверждения факта представления сведений о доходах в территориальный орган ПФР, налоговые органы направляют уведомление (сообщение) с приложением копии обращения плательщика в территориальные органы ПФР, с указанием даты выгрузки, с целью осуществления перерасчета сумм страховых взносов;
3) в случае обнаружения факта непредставления сведений о доходах в территориальные органы ПФР, необходимо организовать направление в территориальные органы ПФР указанной информации вместе с уведомлением (сообщением) с приложением копии обращения плательщика с целью осуществления перерасчета сумм страховых взносов;
4) в случае если декларация по соответствующему налогу была представлена плательщиком с нарушением срока, сведения из нее 1-го числа каждого месяца направляются налоговыми органами в органы ПФР независимо от налогового периода, за который упомянутые декларации представлены.
5) в случае если декларация по соответствующему налогу не была представлена плательщиком, то налоговые органы информируют плательщика об алгоритме исчисления взносов территориальными органами ПФР и одновременно сообщают плательщику о необходимости представления декларации по соответствующему налогу.
В случае исполнения плательщиком обязанности по представлению декларации налоговые органы выполняют действия, предусмотренные п. 4.
Получение ФНС России от ПФР сведений о перерасчете обязательств плательщика осуществляется по утвержденному формату VO_OPERLS в рамках регулярного обмена.
Направление налоговым органом в соответствующий территориальный орган ПФР уведомлений (сообщений) в случае обращения плательщика осуществляется в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления обращения плательщика в налоговый орган по форме согласно приложению.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 03-15-07/64023

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 17-0/10/В-7610

ПИСЬМО
от 2 октября 2017 года

Минфин России совместно с Минтрудом России с целью урегулирования вопроса перерасчета территориальными органами ПФР неисполненных обязательств индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и т.д. (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в случае представления такими плательщиками сведений о доходах в налоговой отчетности с нарушением срока и передачи налоговыми органами данных в ПФР после формирования территориальными органами ПФР обязательств по страховым взносам, исчисленных в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) в размере исходя из 8 МРОТ, сообщают следующее.
С 1 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды переданы от органов государственных внебюджетных фондов налоговым органам.
Вместе с тем в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Федеральный закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона N 250-ФЗ, то есть установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
При этом порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен положениями части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, в соответствии с которыми размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется исходя из величины дохода, фактически полученного ими за расчетный период.
Кроме того, нормы Федерального закона N 212-ФЗ не содержат запрета на перерасчет территориальными органами ПФР обязательств плательщиков страховых взносов, рассчитанных исходя из 8 МРОТ, при поступлении от налоговых органов информации о доходах плательщиков, представивших налоговую отчетность с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков, вне зависимости от того, в каком расчетном периоде данная информация поступила.
В связи с этим отказ территориальных органов ПФР в проведении перерасчета суммы страховых взносов, исчисленной исходя из 8 МРОТ, после получения из налоговых органов соответствующей информации о фактически полученном доходе плательщика, независимо от того, в каком расчетном периоде поступила упомянутая информация, нарушает право плательщиков страховых взносов на определение действительного размера страховых взносов, подлежащих уплате исходя из фактических результатов предпринимательской деятельности в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Таким образом, по мере представления плательщиками страховых взносов налоговых деклараций сведения из них ежемесячно в установленные сроки направляются налоговыми органами в органы ПФР независимо от налогового периода, за который упомянутые декларации представлены, поскольку норма части 9 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ не содержит ограничения относительно периода, за который налоговыми органами направляются указанные сведения о доходах.
Необходимо также отметить, что применение положений части 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяемом исходя из 8 МРОТ, в случаях несвоевременного представления плательщиком налоговой отчетности, без учета его фактического дохода, означало бы придание этой норме значения меры ответственности за нарушение установленных сроков представления соответствующих налоговых деклараций, что не соответствует как предмету регулирования Федерального закона N 212-ФЗ, так и общим правилам применения мер ответственности за налоговые правонарушения и нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
На основании изложенного полагаем, что совокупное применение вышеприведенных норм Федерального закона N 212-ФЗ является достаточным основанием для проведения территориальными органами ПФР перерасчета обязательств плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из фактически полученных доходов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
При этом в целях обеспечения преемственности и непрерывности процедур взыскания налоговые органы в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» продолжают процедуру взыскания задолженности по страховым взносам, начиная с меры, следующей за мерой, примененной государственными внебюджетными фондами.
С учетом этого, в случае представления в налоговый орган плательщиком налоговой декларации за соответствующие расчетные периоды, за которые имеются суммы непогашенной недоимки по страховым взносам, исчисленным в фиксированном размере, определяемом исходя из 8 МРОТ, считаем, что принятие налоговым органом последующих мер взыскания следует осуществлять в срок не ранее 5 рабочих дней до даты истечения срока для принятия следующей меры взыскания, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс), но не позднее 1 рабочего дня до даты истечения срока для принятия следующей меры взыскания, установленной Кодексом.
Просим учитывать изложенное при формировании соответствующей правоприменительной практики.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
И.В.ТРУНИН

Статс-секретарь —
заместитель Министра труда
и социальной защиты
Российской Федерации
А.Н.ПУДОВ

03.10.2017