В Тюмени обсудили проблемы перехода на электронные закупки

5 марта в Тюмени прошел семинар для поставщиков Тюменской области по электронным закупкам, организованный Управлением государственных закупок Тюменской области для представителей малого и среднего предпринимательства.

На семинаре в качестве спикеров приняли участие представители межотраслевого совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей,  представители Управления государственных закупок Тюменской области, представители аппарата общественного омбудсмена по закупкам при уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Управления Федеральной Антимонопольной службы, «НЭП-Фабрикант».

В ходе семинара были рассмотрены вопросы перехода на электронные закупки с 01 января 2019 года, последние изменения в законодательстве,  инструкция по применению единого реестра участников закупок, потенциал и возможности поставщиков, рассмотрены основные нарушения, допускаемые участниками закупок, обзор жалоб поставщиков региона по закупкам.

Степан Матаев, член Межотраслевого экспертного Совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей , в своем докладе рассказал о защите интересов поставщиков при участии в закупках, при заключении и исполнении контрактов, о самых значимых рисках, с которыми встречается предприниматель на практике. Выступление было основано на реальном опыте юриста, директора юридической компании «Аспект-М», на реальных делах и понимании последних тенденций.

Участие в государственных и муниципальных закупках остается привлекательным для бизнеса в условиях финансового кризиса. Однако деятельность в данной сфере сопровождается серьезными юридическими рисками, в связи с повышенными требованиями, жесткой ответственностью и особыми последствиями в случае попадания в реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП).

«Защита поставщика допускается на самых разных стадиях закупочной деятельности, включая период, когда еще нет речи о заключении контракта, но есть объективная возможность принять участие в закупке. Так, после размещения информации о закупке, участник вправе обжаловать положения документации о закупке, извещение о проведении запроса котировок,  до окончания установленного срока подачи заявок», — подчеркнул Степан Матаев.

Включение сведений об участнике или поставщиков в РНП – это получение запрета на заключение контрактов на 2 года не только для самой организации, но и для учредителей, директоров и всех прочих принадлежащих им компаний. Таким образом, если доход в бизнесе образуется в основном из выполнения обязательств по государственным и муниципальным контрактам, то сведения в РНП о компании, ее учредителе и директоре – это, по сути, потеря бизнеса. Именно поэтому защита поставщиков на стадии заключения и исполнения контрактов – это, прежде всего, защита от потери бизнеса.

Необходимо проявлять внимательность и осознавать правовые последствия участия в закупке, вести официальную переписку с заказчиками и действовать строго по закону. При необходимости — привлекать внимание контролирующих и надзорных органов к проблеме, так как не исключено, что заказчиком нарушен закон, а это необходимо  пресекать и предупреждать.

Мария Жукова, член Тюменского отделения «Деловой России», предприниматель с 15 летним стажем, директор компании «Гранд-Престиж», от первого лица рассказала свое видение ситуации изменения количества тендеров, его сокращения, роста конкуренции, ужесточения штрафов, ответственности за неисполнение контракта и другие нарушения. Дала свои рекомендации по работе с электронными закупками.

Владельцам малого и среднего бизнеса, Мария порекомендовала обучить надежного сотрудника и обязательно лично научиться работать с сайтом государственных закупок, готовить конкурсную документацию, проходить аккредитацию на площадках и участвовать непосредственно в торгах. Произвести аналитику по проводимым котировкам, аукционам по виду деятельности. Проанализировать максимальную низкую цену, которую можно предложить по данным конкурсам, а потом решить, есть смысл приобретать электронную цифровую подпись, оплачивать услуги по поиску тендеров компаниям, которые не гарантируют выигрыш, а только помогают в поиске и  правильному оформлению документов. Если не выгодно, делать это самим.

Чтобы принять участие в торгах на электронных площадках, необходимо внести деньги для обеспечения заявки на участие, а в случае победы, то и для исполнения контракта по этому заказу, если требование обеспечения указано в документации. Следует помнить о деньгах на обеспечение заявки и обеспечение контракта. Их будут удерживать до момента исполнения, таким образом, они уже должны быть на счете, если надумали участвовать. Обеспечение заявки не возвращается», — подчеркнула она.

Мария напомнила, что государственные контракты удобнее, так как заказчик юридическое лицо, коммерческая фирма может объявить себя банкротом. К тому же коммерческие площадки тендера платные, а это минус для малого бизнеса.

«Защита прав предпринимателей -это общая задача уполномоченного и членов Экспертного Совета — профессиональных экспертов в области права. А внимательность и осознание правовых последствий участия в закупке, официальная переписка с заказчиками и соблюдение закона — вот главные правила, которых нужно придерживаться при участии в государственных закупках», —  прокомментировала проведение семинара Уполномоченный Лариса Невидайло.